Адрес: 231322, п. Дитва, ул. Гагарина, 5. Телефоны: 8 (0154) 57-72-83

 
Поиск
 
 
Новости
 
Информация
 
Полезные ссылки
 
Гостевая книга
 
Форум
 
Наши контакты
 
Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 

Учимся слышать звуки и правильно их произносить

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома на развитие фонематического слуха и  при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

Упражнения на развитие фонематического слуха и речевой моторики.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

  1. «СТОП – ИГРА».

Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

  1. «РАЗВЕДЧИКИ».

Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

  1. «УГАДАЙ-КА».

Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

  1. «ИСПРАВЛЯЙ-КА».

Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

  1. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН».

При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.   

  1. «КТО БОЛЬШЕ?».

Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.    

  1. «МЫ – АРТИСТЫ».

Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

  1. «МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ».

Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

  1. «ВЫДЕЛИ СЛОВО».

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т.п.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

  1.  «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  1.  «ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ».

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова "стол".

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова "сыр". (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы "к", а последний - "а".

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "а"; что начитается на "с", в середине слова звук "т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

  1.  «ШУТКИ – МИНУТКИ».

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

 

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

 

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

 

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

 

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

 

Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба.

 

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в  речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд учителя-дефектолога, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Примеры игр на закрепление правильного звукопроизношения:

  1. «ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ».

Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

  1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - …, угол - …, лошадь - …, лужа - … (для звука «Л»); шар - …, кошка - …, шкаф - …, шарф - …, ухо - …, карандаш - …, шуба - …, мешок - … и др. (для звука «Ш»); для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

  1. Аналогично предыдущим проводятся игровые упражнения «ОДИН – МНОГО» и «СКАЖИ, ЧЕГО МНОГО».

В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука: роза – розы, друг - …, сестра - …, ковёр - …, муравей - …, рот - …, метро - …, кенгуру - … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много …, карандаш – много …, грузовик – много …(звук «Р»). В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки пусть ребёнок попробует выбрать правильный вариант, например: «Как правильно – много братов или много братьев?». Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …».

  1. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.)

  1. Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «МАГАЗИН»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.
  2. «СЛОВО – ШАГ»

разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

  1. «ЧТО ВОКРУГ»,

вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.

  1. При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят ЗАГАДКИ, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например:

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

 

Учитель-дефектолог ПКПП

Никулина Ольга Викторовна

 

Для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста Велодвижение
Туристическая привлекательность Гродненщины
vhera-srgodniy-ru kalend-2017-ru itogi-socialno-ekonomicescogo-razvitiy-ru
     
Наши победы Безвизовый въезд Августовский канал
Коробчицкий олимп Легенды Гродненщины
     
Гродненщина вчера и сегодня Наш канал
   

 

 

 

 

    

 
 

 

 

Гербы Флаги и гербы Page 36 logo