Адрес: 231322, п. Дитва, ул. Гагарина, 5. Телефоны: 8 (0154) 57-72-83

 
Поиск
 
 
Новости
 
Информация
 
Полезные ссылки
 
Гостевая книга
 
Форум
 
Наши контакты
 
Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников

Нарушение слоговой структуры слова у детей отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в учреждении дошкольного образования и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.  

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например, такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.

Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики. Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и семантической недостаточностью у дошкольников. Поэтому лексические единицы, а именно, слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

В речевом развитии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова

  • Произнести звук [А] столько раз, сколько точек на кубике, сколько хлопну в ладоши.
  • «Запомни и повтори»: проговаривание серии гласных АУ   ИА   АУИ   ИАУ АУИА   ИУАО.
  • То же с выделением ударного звука Ауа   аУа   ауА.
  • Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции.
  • Составление всех возможных слогов из предложенных букв.
  • Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным произнесением цепочки слогов.
  • «Пальчики здороваются»: на каждое касание пальцев – слог.
  • «Запомни и повтори цепочку слогов».
  • Называние ударного слога в цепочке слогов са-СО-са    СО-су-сы    сы-су-СА.
  • Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике.
  • Назови наоборот са-ас.
  • Чтение слогов по таблице.
  • «Кто быстрее?» - быстро найти заданный слог в таблице.
  • Запись слогов под диктовку с подчеркиванием гласных.
  • Игра «Телеграф». Отхлопывание слова по слогам.
  • Ударь мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове.
  • Записать цифрой количество слогов в слове.
  • «Рассели картинки по домам»: 1 слог – 1 этаж, 2 слога – 2 этаж, 3 слога – 3 этаж.
  • Назвать лишнее по количеству слогов слово мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
  • Что изменилось в слове? Лис – лиса – лисица
  • Выбрать из названий картинок длинное слово, короткое, одинаковые.
  • Подобрать рифму рак – бак.
  • Закончить слово одинаковым слогом шама…, ка…
  • «Собери слово»: соединить слоги, записанные вразброс лёт – са – мо.
  • Образование сложных слов: лёд, колоть – ледокол.
  • Образовать ласковое слово, назвать много предметов: дом – домик, дом – дома.
  • Закончить слово смороди…
  • Составить слова из слогов            ма   ра   на   ша

                                                                    у    ла   ши   па

  • Поменять слоги местами: рады – дыра, сосна – насос.
  • Образовать новое слово из первых слогов данных слов: чайник+ капуста=чайка.
  • Найти пропущенный слог: ко-…-ва.
  • Подбор родственных слов: дом, домик, домашний.
  • Придумать слово на 1 слог короче или длиннее данного.
  • Придумать слово с заданным количеством слогов.
  • «Цепочка слов». Каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова: тигр – рак…

Учитель-дефектолог Никулина О. В.

 

Для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста Велодвижение
Туристическая привлекательность Гродненщины
vhera-srgodniy-ru kalend-2017-ru itogi-socialno-ekonomicescogo-razvitiy-ru
     
Наши победы Безвизовый въезд Августовский канал
Коробчицкий олимп Легенды Гродненщины
     
Гродненщина вчера и сегодня Наш канал
 

 

 

 

 

    

 
 

 

 

Гербы Флаги и гербы Page 36 logo