Адрес: 231322, п. Дитва, ул. Гагарина, 5. Телефоны: 8 (0154) 57-72-83

 
Поиск
 
 
Новости
 
Информация
 
Полезные ссылки
 
Гостевая книга
 
Форум
 
Наши контакты
 
Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

      1.  Понимание речи:

  • Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
    1. Слушает длинные сказки и рассказы.
    2. Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
    3. Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.

   2.  Словарный запас:

  • Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
  • Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
  • В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи –

местоимения (Я, ТЫ, МНЕ)

наречия (тепло, красиво…)

числительные (один, два)

прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой)

предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

3.  Грамматический строй речи:

  • Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
  • Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).
  • Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

4.  Звукопроизношение:

  • Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
  • Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнок-цыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).
  • Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)
  • Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)
  • В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

5.  Мелкая моторика пальцев рук:

  • Держит карандаш пальчиками
  • Копирует формы несколькими чертами
  • Собирает и строит постройки из кубиков
  • Обводит по контурам
  • Копирует крест, воспроизводит формы

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.

Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:

  • Наборы игрушек (животных, птиц…)    

- для уточнения произношения в звукоподражаниях:

Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д.

(«Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

  • Кубики– развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

- К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов:

- Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?Что из этого можно   приготовить?

- Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт?   Как зовут детёныша, его маму и папу?   Чем питается?

  • Пластилин и тесто для лепки - развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

- Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них блинчики и колечки – игра «Угощение для Мишки»(шарики -   «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

  • Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):

-   развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

-   используются для проигрывания знакомых сказок.

  • Игрушечный телефон - разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.
  • Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:

- развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

- Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

  • Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек:

- Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

  • Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)  

-   Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

-   Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию»("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик), «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

  • Детское лото и другие настольно-печатные игры - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак, несколько способов использования детского лото для развития речи:
  • Проговаривание названий картинок четко и внятно.
  • Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа: был мяч – нет мяча
  • Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти
  • Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка
  • Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится

     Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.

 

 

Для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста Велодвижение
Туристическая привлекательность Гродненщины
vhera-srgodniy-ru itogi-socialno-ekonomicescogo-razvitiy-ru Безвизовый въезд
Наши победы Августовский канал Легенды Гродненщины
Коробчицкий олимп
Гродненщина вчера и сегодня  

 

 

 

 

    

 
 

 

 

Гербы Флаги и гербы Page 36 logo