Адрес: 231322, п. Дитва, ул. Гагарина, 5. Телефоны: 8 (0154) 57-72-83

 
Поиск
 
 
Новости
 
Информация
 
Полезные ссылки
 
Гостевая книга
 
Форум
 
Наши контакты
 
Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 

Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье. Контроль поставленных звуков, автоматизация.

Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

  Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательных и полноценных взаимоотношениях с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Поэтому родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить дома ежедневно в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения любого комплекса, на что следует обратить особое внимание.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

1)Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребенок произносит не­правильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

2)      Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

3)  На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

4)  Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).

5)      Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

6)  У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться. Порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, — надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

7)Выполнять все упражнения надо поэтапно. Нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата: дети не могут их «залпом» и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например: «улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

8)  Если у ребенка нормализуются звуки, надо их постепенно, с помощью логопеда вводить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем — во фразовой речи.

9) Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаясь к нему со всеми возникшими затруднениями.

10)  Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки: [с]-[ш]; [з]-[ж]; [б]-[п]; [л]-[р] и др.

«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье»

В последние десятилетие возрастает потребность поиска оптимальных путей и направлений оказания своевременной эффективной помощи детям с нарушениями развития. Современными клиническими исследованиями выявлена высокая частота рождаемости детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Практикующие логопеды и врачи – неврологи встревожены тем, что поражение головного мозга, возникающее в период интенсивного онтогенетического развития мозговых систем и сопровождающееся нарушением развития психических и неврологических функций, приводит к сложным речевым расстройствам в дальнейшем.

Лидирующее место занимают речевые нарушения, осложненные дизартрией, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата, вследствие недостаточной его иннервации. Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения ребёнка. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение фонетической стороны речи: страдают звукопроизношение и просодика. Нарушения звукопроизношения у детей выражаются в искажениях артикуляции, смешениях, заменах и пропусках звуков, как правило, наиболее сложных по артикуляционным укладам. При этом антропофонические дефекты явно преобладают над фонологическими, так как расстройства звукопроизношения связаны с паретическими проявлениями в отдельных группах мышц органов артикуляционного аппарата. Также страдает темп, выразительность, модуляция речи, произношение в целом становится невнятным.

У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определённое значение имеет поражение не только собственного двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. Поскольку нарушается чёткость кинестетических ощущений, ребёнок не может воспринимать состояние напряжённости или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является важным звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур, замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственные отношения к речевой функции. Таким примером является недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.

Артикуляторные затруднения оказывают отрицательное влияние на восприятие всей звуковой системы родного языка. Смазанная, нечёткая речь не даёт возможности для полноценного формирования слухового восприятия ребёнка с дизартрией. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль, а процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие чёткого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Так трудности формирования взаимосвязанной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов влекут за собой несформированность фонематических процессов, отставание в овладении навыками звукового анализа ….

Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов внимания и скрупулезной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, - естественная среда его развития. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

 

Для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста Велодвижение
Туристическая привлекательность Гродненщины
vhera-srgodniy-ru kalend-2017-ru itogi-socialno-ekonomicescogo-razvitiy-ru
     
Наши победы Безвизовый въезд Августовский канал
Коробчицкий олимп Легенды Гродненщины
     
Гродненщина вчера и сегодня Наш канал
   

 

 

 

 

    

 
 

 

 

Гербы Флаги и гербы Page 36 logo