Адрес: 231322, п. Дитва, ул. Гагарина, 5. Телефоны: 8 (0154) 57-72-83

 
Поиск
 
 
Новости
 
Информация
 
Полезные ссылки
 
Гостевая книга
 
Форум
 
Наши контакты
 
Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 

НАКАЗАНИЯ, ПООЩРЕНИЯ ИЛИ… ДИАЛОГ?

Как эффективно управлять поведением ребёнка? Как избежать конфликтов, возникающих на почве отсутствия взаимопонимания?

Основная причина конфликтов в том, что родители не пытаются принять во внимание желания и интересы ребёнка, понять его потребности и мотивы поступков, не умеют правильно воздействовать на них.

Понять поведение ребёнка можно лишь раскрыв лежащие в  его основе побуждения – реальные движущие силы. И воспитывать детей, изменять их поведение в желаемом направлении невозможно без перестройки побуждений.

Однако не всё равно, какими средствами взрослый добился от ребёнка требуемого поведения: используя его собственные, внутренние побуждения или искусственно созданные стимулы – поощрения и наказания.

При использовании в воспитании лишь искусственных стимулов, оставленные без внимания внутренние побуждения детей развиваются стихийно, уже без ведома родителей, а подчас и вопреки их желаниям. Со временем родители начинают жаловаться на отсутствие взаимопонимания, контакта с детьми.

Примером деятельности, имеющей внутреннюю мотивацию для ребёнка может быть игра. Играя, он испытывает, положительные эмоции от того, что является причиной определённых изменений в окружающей действительности. В игре главным, или, во всяком случае, автономным действующим лицом всегда является сам ребёнок.

Нарушения взаимопонимания между ребёнком и взрослым возникают также в периоды кризисов психического развития, т. е. в периоды ускоренного психического развития ребёнка, когда за сравнительно небольшие промежутки времени происходят многочисленные изменения личности, возникают различные психические новообразования.

Нарушение взаимопонимания между ребёнком и взрослым не отменяет объективной необходимости их общения. В условиях дефицита или отсутствия взаимопонимания взрослый добивается послушания, прибегая к компенсирующим воспитательным тактикам – поощрениям и наказаниям, систематическое использование которых является верным симптомом дефектов диалога.

Ситуация поощрения – это ситуация, в которой на ребенка действуют разные по своему знаку (как положительные, так и отрицательные) побуждения. Положительный мотив, как бы следует за отрицательным: с одной стороны, ребёнок не хочет выполнять требования взрослого, а с другой – хочет получить обещанное вознаграждение.

Педагоги обычно противопоставляют поощрение и наказание. Однако психологический анализ выявляет черты сходства: принуждение к нежелаемым действиям, конфликт, стремление действовать вопреки требованиям взрослого. Однако, несмотря на психологическую общность этих двух ситуаций, между ними существуют довольно значимые различия.

Основное психологическое отличие состоит в том, что в ситуации поощрения нет стремления выйти за её пределы, поскольку основное его желание заключается в том, чтобы получить обещанное. Когда в ситуацию «надо – не хочу» вводится значимое для ребёнка положительное побуждение, ребёнок как бы «привязывается» к данной ситуации.  Ребёнок не изолирован от привычного окружения и его свобода не ограничена – он может делать, что хочет, но при этом знает: если не выполнит требований взрослого, то не получит обещанного поощрения.

И ситуации  поощрения, и ситуации наказания создаются взрослым – ребёнок лишь оказывается в них. Такое исходное неравенство позиций делает невозможным равноправное общение, установление диалога.

Ребёнок находится в положении зависимом от взрослого. Вполне естественным следствием такого неравенства оказывается борьба ребёнка со взрослым.

В воспитательной практике тактики наказаний и поощрений смыкаются, так как положительные и отрицательные мотивы тесно связаны между собой: отсутствие положительного мотива часто воспринимается как наказание, а отсутствие отрицательного само по себе может стать поощрением.  Совершенно очевидно, что использование смешанной тактики поощрения – наказания более эффективна для управления поведением ребёнка в ситуации «надо – не хочу».

Вместе с тем отрицательные и положительные мотивы почти никогда не бывают равными по силе и значимости, поэтому смешанная ситуация переживается, как правило, и  ребёнком, и взрослым как ситуация либо наказания, либо поощрения.

Однако не следует считать, что для нормального развития ребёнка достаточно не наказывать его,  а неприятные требование превращать в привлекательное дело.  Взрослые должны понимать, что использование тактики поощрения необходимое, но недостаточное условие для нормального воспитания.  Культивирование этой тактики также может привести к отрицательным последствиям.    

Требование взрослого не является неприятно само по себе, а приобретает отрицательное значение только потому, что в данной ситуации оно несовместимо с желание ребёнка. Взрослые склонны видеть лишь одну причину непослушания: взрослый хочет того, чего в данный момент не хочет ребёнок. И забывают о другой: ребёнок хочет то, чего не хочет взрослый.

Поэтому так важно понимать ребёнка, знать его стремления и интересы, а также уметь распознавать скрытые от глаз взрослых изменчивые детские намерения и желания.

Итак, существуют две линии воспитания. Цели их сходны: восстановить нарушенное взаимопонимание, сделать ребёнка послушным. Однако средства для достижения этих целей нередко оказываются диаметрально противоположными.

Акцент на внешние мотивы – это манипулирование ребёнком, его побуждениями и поведением.

Акцент на внутренние мотивы – это понимание ребёнка, его побуждений. Вместо того чтобы делать внутренние желания ребёнка своими врагами, взрослый должен и может сделать их своими союзниками.  Понимание побуждений ребёнка – единственное средство реконструкции диалога.

Тактика понимания побуждений ребенка с последующей организацией его деятельности по эффективности и психолого-педагогическим последствиям значительно превосходит тактику поощрений-наказаний.

Воспитание детей может осуществляться по двум различным стратегическим линиям: первая – взрослый и ребёнок равноправные участники диалога, вторая – ребёнок лишь объект воспитания.  Практика воспитания, основанная на создании внешних стимулов, на использовании всякого рода поощрений и наказаний, когда ребёнок только объект воспитания, неизбежно терпит крах в главном – она не воспитывает подлинную личность, не создает основ, внутренних побуждений её активности.

          

 

Для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста Велодвижение
Туристическая привлекательность Гродненщины
vhera-srgodniy-ru kalend-2017-ru itogi-socialno-ekonomicescogo-razvitiy-ru
     
Наши победы Безвизовый въезд Августовский канал
Коробчицкий олимп Легенды Гродненщины
     
Гродненщина вчера и сегодня Наш канал
 

 

 

 

 

    

 
 

 

 

Гербы Флаги и гербы Page 36 logo