Адрес: 231322, п. Дитва, ул. Гагарина, 5. Телефоны: 8 (0154) 57-72-83

 
Поиск
 
 
Новости
 
Информация
 
Полезные ссылки
 
Гостевая книга
 
Форум
 
Наши контакты
 
Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 

Описание модели педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста

В модели представлен новый концептуальный подход с позиции парадигмы педагогического сопровождения игровой деятельности ребёнка-дошкольника.

Его суть – в комплексной технологии поддержки и помощи ребёнку в организации и развитии им сюжетно-ролевой игры, наиболее значимой для его психического развития.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности предстаёт как эффективная тактика педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми, которая заключается не только в предоставлении ребёнку возможности играть, но и в продумывании педагогами наиболее эффективного игрового маршрута, основанном на понимании перспективы обогащения игрового опыта конкретного ребёнка, в знании взаимосвязи и взаимодополняемости разных игр и умении вызвать к ним соответствующий детский интерес. При этом педагог всегда готов стать для ребёнка партнёром в игре, привнести в его игровой опыт новые игровые действия, формы игрового поведения и изменить ценностно-смысловые ориентации и установки.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры включает в себя:

• осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности дошкольников и учёт её результатов во взаимодействии с детьми в игре и при планировании игровой деятельности;

• наличие игровой позиции педагога, гибко сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;

• поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребёнка в игровой деятельности в зависимости от освоения ребёнком опыта игровой деятельности;

• отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений детей;

• ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее стимулирование и развитие;

•создание развивающей предметно–игровой среды, и оформление игрового пространства детьми самостоятельно.

В основу разработки инновационного проекта были положены идеи и положения психолого–педагогических исследований следующих авторов:

• об игре как социопедагогическом явлении (О. С. Газман, С. Л. Шмаков и др.);

• об игре как деятельности (А. Н.  Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

• о генезисе разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразии (Ф. И. Фрадкина, Н. С. Пантина, С. Л.  Новосёлова)

• о социально-психологических основах игровых объединений (Т. А. Репина, Л. В. Артёмова);

• о системной природе детской игры, обеспечивающей развитие дошкольника (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Н. Я. Михайленко, A. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.);

• о предметно-игровой среде как условии развития детской игры (О. В  Артамонова, Л. М.  Кларина, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новосёлова, А. В. Петровский, Е. А.  Флёрина и др.);

• о реализации технологий организации детской игры в современном дошкольном образовательном учреждении (Т. .И. Бабаева, О К. Васильева, З. Р. Железнякова, Е. В. Зворыгина, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, О. В. Солнцева и др.);

• об игровой позиции педагога как системе устойчивых отношений педагога к детям, одновременно проявляющейся в игровой роли, социальной функции и личностной позиции (Е. В. Груздова, Т. .Л. Чепель);

• о психологическом и педагогическом сопровождении ребёнка и детской деятельности в дошкольном учреждении (М. Р. Битянова, Т. .И. Бабаева, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, А. Н. Харчевникова и др.).

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста характеризуется целостностью, взаимосвязанностью целей, задач, педагогических средств, строится на основе комплексной диагностики интересов детей, ценностных ориентаций педагогов и родителей воспитанников, развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, ориентировано на интеграцию познавательной, деятельностно-практической и эмоционально-личностной сфер личности и включает в себя диагностический, развивающий и результативный этапы.

Целостность технологии педагогического сопровождения имеет структурный и содержательный аспекты и обеспечивается единством компонентов технологии на основе общей цели, ориентированностью на индивидуальное развитие ребёнка и взаимодействием всех участников игровой деятельности на каждом из этапов её реализации.

Модель педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр дошкольников представлена следующими системными характеристиками:цель и задачи педагогического сопровождения, факторы, условия, компоненты, методы и приёмы.

Основной целью педагогического сопровождения является научное психолого-педагогическое обеспечение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста и оптимизация педагогического взаимодействия педагога и детей в сюжетно-ролевых играх.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

1. В выявлении трудностей детей при самостоятельной организации ими сюжетно-ролевых игр;

2. В оказании детям своевременной помощи и поддержки на протяжении всего процесса сюжетно-ролевой игры с учётом всех структурных компонентов игры (замысла, содержания, сюжета, роли, игровых действий, игровых правил и игрового использования игрушек и предметов-заместителей); в подборе средств реализации задуманного; в выборе наиболее эффективного игрового маршрута; в сохранении и развитии игровых интересов детей;

3. В создании и проектировании условий для успешного развития сюжетно-ролевой игры как творческой совместной деятельности и достижения детьми дошкольного возраста высокого уровня развития сюжетно-ролевых игр;

Реализация задач наиболее успешно будет осуществляться с точки зрения личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, основанного на представлениях о совместной деятельности. С точки зрения такого подхода каждый из участников может брать на себя осуществление любого из компонентов общей деятельности: исполнение отдельных операций или их сочетаний.

Рассмотрим факторы педагогического сопровождения педагога с детьми, обеспечивающие развитие сюжетно-ролевых игр:

• игровая позиция педагога обеспечивает включение педагога в совместную с детьми игру и способствует созданию условий для развития их самостоятельной игры

• ценностное отношение к ребёнку как равноинтересному партнёру общения позволяет создать эмоционально–положительную направленность ребёнка на партнёров по игре и обеспечивает эмоциональную приподнятость и непринуждённость в процессе общения и развития сюжетов игры;

• появление разнообразных сюжетов в играх, использования детьми различных способов и средств реализации задуманного автоматически отрицает жёсткую детерминированность в организации и руководстве сюжетно-ролевой игры

• открытость и восприимчивость педагога к возникающим новообразованиям предполагает повышение творческих способностей детей, их умение действовать в новых условиях, меняя способы деятельности;

Условия педагогического сопровождения:

• установление субъект-субъектных отношений и особого взаимодействия педагогов и детей в сюжетно-ролевых играх через игровую позицию педагога;

•вооружение детей социально-ценностными представлениями, способами регуляции поведения и навыками культуры общения со сверстниками в игре, умениями обустраивать игру и самостоятельно моделировать игровое пространство при реализации игровых замыслов.

• осмысление педагогами и родителями важности развития сюжетно-ролевых игр;

• выявление наиболее важных особенностей сюжетно-ролевых игр, игрового поведения, интересов и ценностных ориентаций детей в рамках модели педагогического сопровождения осуществляется в процессе диагностической деятельности педагога дошкольного учреждения, которая является основой планирования игр, определения форм, средств и методов взаимодействия.

Центральным образованием модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр является особым образом организованное взаимодействие педагога с детьми, которое способствует эффективному развитию игровой деятельности и личности дошкольника.

Содержательные компоненты взаимодействияпредусматривают интеграцию:

  • когнитивного – знание педагогами сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений и интересов, ценностно-смысловых ориентаций родителей и воспитанников,   структурных компонентов сюжетно-ролевой игры,   способов её моделирования с учётом индивидуально-личностных особенностей, интересов,  предпочтений и степени освоения опыта игровой деятельности современными дошкольниками, владение умением провести диагностику межличностных отношений и общения педагогов и детей в сюжетно-ролевой игре, понимание общей цели взаимодействия, общности и единствазадач, стоящих перед педагогом и детьми.

В процессе когнитивного взаимодействия педагога с детьми последними

• осваивается предметный и социальный мир;

• расширяется спектр игровых интересов;

• появляются, игровые замыслы, в которых сочетаются реальные и вымышленные события (из книг, мультфильмов);

• игровые замыслы оформляются в речи;

• формируется игровая роль и ролевая речь;

• осваивается умение использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий;

•  содержание  и структура сюжетов игр усложняется;

• основное содержание сюжетно-ролевых игр связано с творческим отражением отношений в мире людей.

• формируется умение планировать игру;

• усваиваются правила и нормы поведения со взрослыми и сверстниками.

К концу дошкольного возраста у детей появляются новообразования:

– произвольность;

– воображение;

– знаковая функция сознания.

  • деятельностно-практического – игра строится как совместная деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение, используются содержательно-организационные и управленческие механизмы игрового взаимодействия по созданию игровой среды и изменению игрового пространства, в ней наблюдается развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации); в сюжетно-ролевой игре педагог и дети постоянно контактируют, координируют действия на основе взаимного содействия, сопереживают, изменяют способы  поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга, определяют творческий характер отношений.

При реализации деятельностно-практического взаимодействия появляются устойчивые игровые объединения, в которых дети овладевают важными умениями:

  • коммуникативными: договариваться о тематике игры; о последовательности совместных действий; развитии сюжетов; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться; убеждать, действовать; решать конфликты;
  • организационными: справедливо распределять роли: подбирать игрушки, атрибуты, игровое оборудование и вместе обустраивать игровое пространство; совместно планировать игру; коллективно возводить постройки, необходимые для игры; комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;
  • у детей развивается инициативность;
  • творчество.
  • эмоционально–личностного компонентов – наблюдается эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, отсутствие принуждения,  обоюдный интерес  друг к другу, понимание мотивов поведения; осуществляется поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Проявляется внимание к мнению и предложениям друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиций друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению друг с другом.

Дети овладевают умениями:

• создавать выразительные игровые образы с помощью средств реализации замысла: интонаций, действий, жестов, мимики, пантомимики, движений;

• обретают чувство самоценности, которое во многом определяется положением ребёнка в игре, его успехами в игре.

Формы взаимодействия:

• индивидуальное общение педагога с ребёнком по выработке игровых умений;

• организация совместной сюжетно-ролевой игры с подгруппой детей в младшем и среднем дошкольном возрасте;

• коллективная игра в старшем дошкольном возрасте.

Методы и приёмы взаимодействия в сюжетно-ролевой игре:

 Педагог включает детей в совместную игру со сверстниками через использование приёмов внесения игрушек, разработанных О.К. Васильевой:

– создание игровых проблемных ситуаций;

– показ инсценировок театра игрушек;

– дидактические игры;

– сценки–загадки кукольного персонажа.

Педагог организует и сотрудничает с ребёнком по изготовлению атрибутов для игры, изготовлению элементов костюмов (заказы могут поступать в специальный «ящик для заказчиков», который по предложению детей постоянно висит в уголке «Умелые руки»). Форма заказов условно выражается в виде рисунка. 1-2 раза в неделю педагог вместе с детьми изучает, классифицирует заказы, создаёт группы по их изготовлению (А.И. Матусик).

– Организуются и проводятся конкурсы костюмов, конкурсы на интересные ролевые действия, на выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики.

– Проводятся беседы, совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций.

– Взрослый использует игровое комментирование событий, предлагает «написать» письмо своим друзьям в другой детский сад о том, как они играют.

 – Используются такие методы, как: составление рассказа о герое – персонаже игры, драматизация отдельных ситуаций с участием главного героя, чтение произведений и обобщающие беседы о людях схожих профессий, сравнение содержания созданного детьми игрового образа с героем произведения и т.п.

В результате взаимодействия взрослых и детей сюжетно-ролевая игра пройдёт большой путь своего развития: от репродуктивной – к реконструктивной – вариативной – творческой самостоятельной.

Полный цикл реализации модели педагогическогосопровождения сюжетно-ролевых игр требует 2-3 года. Поскольку развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста проходит от овладения детьми игровыми действиями в младшем дошкольном возрасте к ролевым диалогам в среднем дошкольном возрасте и сюжетосложению в старшем дошкольном возрасте. Важным моментом для развития игры как деятельности выступает педагогическая поддержка детских игр, которая направлена на создание условий по стимулированию и созданию детьми игровых замыслов, обогащению содержания детских игр и организации субъект-субъектного взаимодействия между партнёрами в игре (взрослый—ребёнок, ребёнок—ребёнок) с учётом овладения детьми способами построения игры и возрастными возможностями.

Поэтому отработка механизма педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр детей возможна через мониторинг процесса овладения детьми способами построения игры как деятельности от младшего к среднему и старшему дошкольному возрасту, что не даёт возможности проследить данные приобретения в рамках одного учебного года.

Проведённая работа по внедрению модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста позволит обеспечить:

  • качество дошкольного и высшего педагогического образования:
  • обеспечить успешное социокультурное развитие дошкольников через развитие способности вносить в игры разнообразное социальное содержание, взаимодействия;
  • оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей в сюжетно-ролевых играх;
  • повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Критерии и показатели оценки сформированности компетенцийв вопросах

Критерии

Показатели

1. Развитие игровой деятельности детей

 

 

От 3 до 4 лет

Ребёнок

- отражает в игре бытовые и профессиональные действия взрослых, события из стихотворений и сказок;

- включает в игровой сюжет 2-3 взаимосвязанных события;

- принимает игровую роль в совместной игре с воспитателем;

- вступает в ролевой диалог с воспитателем и ребёнком-партнёром;

- вступает в игровое общение со сверстниками – парное и в малой группе;

- объединяется для совместных действий;

- неустойчив в игровом общении: спокойное, дружеское общение часто сменяется конфликтами.

От 4 до 5 лет

- отражает в игре бытовые действия взрослых и отношения в семье (мама и папа заботятся о детях, любят их, дарят подарки, помогают и т. д.);

- передаёт содержание, отражающее представления о социальной действительности (семья, магазин, детский сад, парикмахерская, поликлиника и др.);

- отражает опосредованные впечатления, полученные из мультфильмов и книг;

- отражает фантастические события;

- использует в игре ролевые действия и ролевую речь, направленную на кукольных персонажей;

- вступает в ролевое взаимодействие со сверстниками;

- осваивает ролевое поведение как способ построения игры;

- появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу игры не одну, а несколько ролей;

- хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей, предлагает новые роли;

- проявляет творчество в создании игровой обстановки

От 5 до 6 лет

- отражает представления о социальной действительности и отношениях людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.)

- отражает представления, полученные из различных источников;

- переходит к сюжетосложению, которое основывается на развёртывании последовательности целостных игровых ситуаций, включающее их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование;

 - переходит от предметного плана игры в план воображения и речи;

- приобретает умение понятно для партнёра обозначить свою игровую позицию, презентовать сверстникам свой игровой замысел и направление его развития;

- сотрудничает в игре, согласовывает тематику игр, планирует её развитие, выбирает средства реализации замысла;

- умеет договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения;

- планирует своё поведение, раскрывая образ выбранной роли;

- принимает решения для разрешения проблемно-игровых ситуаций.

2. Профессиональная компетентность педагогов

- хорошо ориентируется в теоретических положениях проекта;

- имеет установку на межличностные субъект-субъектные отношения;

- способен дать рефлексивную оценку своего взаимодействия с детьми;

- воспринимает ребёнка как равноинтересного партнёра по игре;

- соблюдает динамичность   и   незафиксированность   позиций   воспитатель -   воспитанник;

- создаёт эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, поддерживает игровую атмосферу, реальные чувства детей

- умеет обеспечить развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации);  

- умеет осуществлять взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простейших форм и способов сюжетосложения к сложным);

- умеет сформировать готовность у детей к взаимному согласованию и принятию ценностно-смысловых установок партнёров;

- создаёт условия для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции поведения партнёров по игре:

- организует сюжетно-ролевую игру детей как совместную деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение.

Распространение педагогического опыта.

- Участие педагогического коллектива в семинарах, конференциях и других научно-практических мероприятиях.

- Подготовка печатных работ, включая учебные и методические пособия, статьи, тезисы докладов.

 

Список использованной литературы

  1. Анищенко, О.А. Игра дошкольника : науч.-метод. пособие / О. А. Анищенко, Е. А. Носова — Мозырь, 1998.
  2. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие / В. П. Арсентьева. — Москва : ФОРУМ, 2012. — 143 с.
  3. Васильева, О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников : уч.-метод. пособие / О. К. Васильева.— Брест, 2000.
  4. 10.Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов / О. К. Васильева. — Мозырь,  2013.
  5. Венгер, Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Л. А. Венгер; под ред. М.А.Васильевой. — М.: Просвещение, 1986.
  6. Геллер, Е. М. Наш друг – игра / Е. М. Геллер. — Минск, 1979.
  7. Дыбина, О. Игра – путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. —  2005.— №4. —  С. 14-24.
  8. Зарубина, Е. В. Проекты по обогащению предметно-развивающей среды группы / Е. В. Зарубина // Ребенок в детском саду. — 2014. — № 1. — С. 47-49.
  9. Качанова, И. А. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ / И. А. Качанова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 6. — С. 13-20.
  10. Короткова, Н. А. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. — 2014. — № 1. — С. 89-94.
  11. Короткова, Н. А. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. — 2014. — № 2. — С. 73-79.
  12. Малашенкова, Е. А. Технология сюжетно-ролевой игры / Е. А. Малашенкова // Пачатковаяшкола.— 2008. — N 12. — С. 23-28.
  13. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая; под ред. Т. А. Марковой. —  М.: Просвещение, 1982.
  14. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей : книга для учителя / Р. М. Миронова. — Минск : Народная асвета, 1989.
  15. Михайленко, Н. Я.Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко,  Н. А. Короткова. — М.: Академия, 1990.
  16. Михайленко, Н. Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте /Н. Я. Михайленко. —  М.: Академия, 2002.
  17. Мындыкану, Л. Мы играем, мы растем! : сюжетно-игровые комплексы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста (2-3 года) / Л. Мындыкану, Е. Цупикова // Пралеска. — 2010. —№ 10. — С. 20-23.
  18. Недвецкая, Т.Н.Дом как территория игры. Об игровой деятельности детей в современной семье / Т. Н. Недвецкая // Пралеска. — 2009. — № 3.
  19. Панько, Е. Темперамент дошкольника: проявление в игровой деятельности : статья 1. Общение дошкольников в сюжетно-ролевых играх / Е. Панько // Пралеска— 2011. — № 9. — С. 26-32
  20. Технология сюжетно-ролевого моделирования / [авт.-сост. Д. С. Наривончик, Е. В. Высоцкая, А. Р. Борисевич]. —Минск : Красико-Принт, 2008. — 173 с.
  21. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин— 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
 

Для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста Велодвижение
Туристическая привлекательность Гродненщины
vhera-srgodniy-ru kalend-2017-ru itogi-socialno-ekonomicescogo-razvitiy-ru
     
Наши победы Безвизовый въезд Августовский канал
Коробчицкий олимп Легенды Гродненщины
     
Гродненщина вчера и сегодня Наш канал
   

 

 

 

 

    

 
 

 

 

Гербы Флаги и гербы Page 36 logo