Адрес: 231322, п. Дитва, ул. Гагарина, 5. Телефоны: 8 (0154) 57-72-83

 
II Европейские игры 2019 года
 
Поиск
 
 
Новости
 
Информация
 
Полезные ссылки
 
Гостевая книга
 
Форум
 
Наши контакты
 
Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 

Описание модели педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста

В модели представлен новый концептуальный подход с позиции парадигмы педагогического сопровождения игровой деятельности ребёнка-дошкольника.

Его суть – в комплексной технологии поддержки и помощи ребёнку в организации и развитии им сюжетно-ролевой игры, наиболее значимой для его психического развития.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности предстаёт как эффективная тактика педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми, которая заключается не только в предоставлении ребёнку возможности играть, но и в продумывании педагогами наиболее эффективного игрового маршрута, основанном на понимании перспективы обогащения игрового опыта конкретного ребёнка, в знании взаимосвязи и взаимодополняемости разных игр и умении вызвать к ним соответствующий детский интерес. При этом педагог всегда готов стать для ребёнка партнёром в игре, привнести в его игровой опыт новые игровые действия, формы игрового поведения и изменить ценностно-смысловые ориентации и установки.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры включает в себя:

• осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности дошкольников и учёт её результатов во взаимодействии с детьми в игре и при планировании игровой деятельности;

• наличие игровой позиции педагога, гибко сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;

• поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребёнка в игровой деятельности в зависимости от освоения ребёнком опыта игровой деятельности;

• отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений детей;

• ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее стимулирование и развитие;

•создание развивающей предметно–игровой среды, и оформление игрового пространства детьми самостоятельно.

В основу разработки инновационного проекта были положены идеи и положения психолого–педагогических исследований следующих авторов:

• об игре как социопедагогическом явлении (О. С. Газман, С. Л. Шмаков и др.);

• об игре как деятельности (А. Н.  Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

• о генезисе разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразии (Ф. И. Фрадкина, Н. С. Пантина, С. Л.  Новосёлова)

• о социально-психологических основах игровых объединений (Т. А. Репина, Л. В. Артёмова);

• о системной природе детской игры, обеспечивающей развитие дошкольника (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Н. Я. Михайленко, A. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.);

• о предметно-игровой среде как условии развития детской игры (О. В  Артамонова, Л. М.  Кларина, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новосёлова, А. В. Петровский, Е. А.  Флёрина и др.);

• о реализации технологий организации детской игры в современном дошкольном образовательном учреждении (Т. .И. Бабаева, О К. Васильева, З. Р. Железнякова, Е. В. Зворыгина, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, О. В. Солнцева и др.);

• об игровой позиции педагога как системе устойчивых отношений педагога к детям, одновременно проявляющейся в игровой роли, социальной функции и личностной позиции (Е. В. Груздова, Т. .Л. Чепель);

• о психологическом и педагогическом сопровождении ребёнка и детской деятельности в дошкольном учреждении (М. Р. Битянова, Т. .И. Бабаева, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, А. Н. Харчевникова и др.).

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста характеризуется целостностью, взаимосвязанностью целей, задач, педагогических средств, строится на основе комплексной диагностики интересов детей, ценностных ориентаций педагогов и родителей воспитанников, развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, ориентировано на интеграцию познавательной, деятельностно-практической и эмоционально-личностной сфер личности и включает в себя диагностический, развивающий и результативный этапы.

Целостность технологии педагогического сопровождения имеет структурный и содержательный аспекты и обеспечивается единством компонентов технологии на основе общей цели, ориентированностью на индивидуальное развитие ребёнка и взаимодействием всех участников игровой деятельности на каждом из этапов её реализации.

Модель педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр дошкольников представлена следующими системными характеристиками:цель и задачи педагогического сопровождения, факторы, условия, компоненты, методы и приёмы.

Основной целью педагогического сопровождения является научное психолого-педагогическое обеспечение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста и оптимизация педагогического взаимодействия педагога и детей в сюжетно-ролевых играх.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

1. В выявлении трудностей детей при самостоятельной организации ими сюжетно-ролевых игр;

2. В оказании детям своевременной помощи и поддержки на протяжении всего процесса сюжетно-ролевой игры с учётом всех структурных компонентов игры (замысла, содержания, сюжета, роли, игровых действий, игровых правил и игрового использования игрушек и предметов-заместителей); в подборе средств реализации задуманного; в выборе наиболее эффективного игрового маршрута; в сохранении и развитии игровых интересов детей;

3. В создании и проектировании условий для успешного развития сюжетно-ролевой игры как творческой совместной деятельности и достижения детьми дошкольного возраста высокого уровня развития сюжетно-ролевых игр;

Реализация задач наиболее успешно будет осуществляться с точки зрения личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, основанного на представлениях о совместной деятельности. С точки зрения такого подхода каждый из участников может брать на себя осуществление любого из компонентов общей деятельности: исполнение отдельных операций или их сочетаний.

Рассмотрим факторы педагогического сопровождения педагога с детьми, обеспечивающие развитие сюжетно-ролевых игр:

• игровая позиция педагога обеспечивает включение педагога в совместную с детьми игру и способствует созданию условий для развития их самостоятельной игры

• ценностное отношение к ребёнку как равноинтересному партнёру общения позволяет создать эмоционально–положительную направленность ребёнка на партнёров по игре и обеспечивает эмоциональную приподнятость и непринуждённость в процессе общения и развития сюжетов игры;

• появление разнообразных сюжетов в играх, использования детьми различных способов и средств реализации задуманного автоматически отрицает жёсткую детерминированность в организации и руководстве сюжетно-ролевой игры

• открытость и восприимчивость педагога к возникающим новообразованиям предполагает повышение творческих способностей детей, их умение действовать в новых условиях, меняя способы деятельности;

Условия педагогического сопровождения:

• установление субъект-субъектных отношений и особого взаимодействия педагогов и детей в сюжетно-ролевых играх через игровую позицию педагога;

•вооружение детей социально-ценностными представлениями, способами регуляции поведения и навыками культуры общения со сверстниками в игре, умениями обустраивать игру и самостоятельно моделировать игровое пространство при реализации игровых замыслов.

• осмысление педагогами и родителями важности развития сюжетно-ролевых игр;

• выявление наиболее важных особенностей сюжетно-ролевых игр, игрового поведения, интересов и ценностных ориентаций детей в рамках модели педагогического сопровождения осуществляется в процессе диагностической деятельности педагога дошкольного учреждения, которая является основой планирования игр, определения форм, средств и методов взаимодействия.

Центральным образованием модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр является особым образом организованное взаимодействие педагога с детьми, которое способствует эффективному развитию игровой деятельности и личности дошкольника.

Содержательные компоненты взаимодействияпредусматривают интеграцию:

  • когнитивного – знание педагогами сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений и интересов, ценностно-смысловых ориентаций родителей и воспитанников,   структурных компонентов сюжетно-ролевой игры,   способов её моделирования с учётом индивидуально-личностных особенностей, интересов,  предпочтений и степени освоения опыта игровой деятельности современными дошкольниками, владение умением провести диагностику межличностных отношений и общения педагогов и детей в сюжетно-ролевой игре, понимание общей цели взаимодействия, общности и единствазадач, стоящих перед педагогом и детьми.

В процессе когнитивного взаимодействия педагога с детьми последними

• осваивается предметный и социальный мир;

• расширяется спектр игровых интересов;

• появляются, игровые замыслы, в которых сочетаются реальные и вымышленные события (из книг, мультфильмов);

• игровые замыслы оформляются в речи;

• формируется игровая роль и ролевая речь;

• осваивается умение использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий;

•  содержание  и структура сюжетов игр усложняется;

• основное содержание сюжетно-ролевых игр связано с творческим отражением отношений в мире людей.

• формируется умение планировать игру;

• усваиваются правила и нормы поведения со взрослыми и сверстниками.

К концу дошкольного возраста у детей появляются новообразования:

– произвольность;

– воображение;

– знаковая функция сознания.

  • деятельностно-практического – игра строится как совместная деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение, используются содержательно-организационные и управленческие механизмы игрового взаимодействия по созданию игровой среды и изменению игрового пространства, в ней наблюдается развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации); в сюжетно-ролевой игре педагог и дети постоянно контактируют, координируют действия на основе взаимного содействия, сопереживают, изменяют способы  поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга, определяют творческий характер отношений.

При реализации деятельностно-практического взаимодействия появляются устойчивые игровые объединения, в которых дети овладевают важными умениями:

  • коммуникативными: договариваться о тематике игры; о последовательности совместных действий; развитии сюжетов; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться; убеждать, действовать; решать конфликты;
  • организационными: справедливо распределять роли: подбирать игрушки, атрибуты, игровое оборудование и вместе обустраивать игровое пространство; совместно планировать игру; коллективно возводить постройки, необходимые для игры; комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;
  • у детей развивается инициативность;
  • творчество.
  • эмоционально–личностного компонентов – наблюдается эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, отсутствие принуждения,  обоюдный интерес  друг к другу, понимание мотивов поведения; осуществляется поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Проявляется внимание к мнению и предложениям друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиций друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению друг с другом.

Дети овладевают умениями:

• создавать выразительные игровые образы с помощью средств реализации замысла: интонаций, действий, жестов, мимики, пантомимики, движений;

• обретают чувство самоценности, которое во многом определяется положением ребёнка в игре, его успехами в игре.

Формы взаимодействия:

• индивидуальное общение педагога с ребёнком по выработке игровых умений;

• организация совместной сюжетно-ролевой игры с подгруппой детей в младшем и среднем дошкольном возрасте;

• коллективная игра в старшем дошкольном возрасте.

Методы и приёмы взаимодействия в сюжетно-ролевой игре:

 Педагог включает детей в совместную игру со сверстниками через использование приёмов внесения игрушек, разработанных О.К. Васильевой:

– создание игровых проблемных ситуаций;

– показ инсценировок театра игрушек;

– дидактические игры;

– сценки–загадки кукольного персонажа.

Педагог организует и сотрудничает с ребёнком по изготовлению атрибутов для игры, изготовлению элементов костюмов (заказы могут поступать в специальный «ящик для заказчиков», который по предложению детей постоянно висит в уголке «Умелые руки»). Форма заказов условно выражается в виде рисунка. 1-2 раза в неделю педагог вместе с детьми изучает, классифицирует заказы, создаёт группы по их изготовлению (А.И. Матусик).

– Организуются и проводятся конкурсы костюмов, конкурсы на интересные ролевые действия, на выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики.

– Проводятся беседы, совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций.

– Взрослый использует игровое комментирование событий, предлагает «написать» письмо своим друзьям в другой детский сад о том, как они играют.

 – Используются такие методы, как: составление рассказа о герое – персонаже игры, драматизация отдельных ситуаций с участием главного героя, чтение произведений и обобщающие беседы о людях схожих профессий, сравнение содержания созданного детьми игрового образа с героем произведения и т.п.

В результате взаимодействия взрослых и детей сюжетно-ролевая игра пройдёт большой путь своего развития: от репродуктивной – к реконструктивной – вариативной – творческой самостоятельной.

Полный цикл реализации модели педагогическогосопровождения сюжетно-ролевых игр требует 2-3 года. Поскольку развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста проходит от овладения детьми игровыми действиями в младшем дошкольном возрасте к ролевым диалогам в среднем дошкольном возрасте и сюжетосложению в старшем дошкольном возрасте. Важным моментом для развития игры как деятельности выступает педагогическая поддержка детских игр, которая направлена на создание условий по стимулированию и созданию детьми игровых замыслов, обогащению содержания детских игр и организации субъект-субъектного взаимодействия между партнёрами в игре (взрослый—ребёнок, ребёнок—ребёнок) с учётом овладения детьми способами построения игры и возрастными возможностями.

Поэтому отработка механизма педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр детей возможна через мониторинг процесса овладения детьми способами построения игры как деятельности от младшего к среднему и старшему дошкольному возрасту, что не даёт возможности проследить данные приобретения в рамках одного учебного года.

Проведённая работа по внедрению модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста позволит обеспечить:

  • качество дошкольного и высшего педагогического образования:
  • обеспечить успешное социокультурное развитие дошкольников через развитие способности вносить в игры разнообразное социальное содержание, взаимодействия;
  • оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей в сюжетно-ролевых играх;
  • повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Критерии и показатели оценки сформированности компетенцийв вопросах

Критерии

Показатели

1. Развитие игровой деятельности детей

 

 

От 3 до 4 лет

Ребёнок

- отражает в игре бытовые и профессиональные действия взрослых, события из стихотворений и сказок;

- включает в игровой сюжет 2-3 взаимосвязанных события;

- принимает игровую роль в совместной игре с воспитателем;

- вступает в ролевой диалог с воспитателем и ребёнком-партнёром;

- вступает в игровое общение со сверстниками – парное и в малой группе;

- объединяется для совместных действий;

- неустойчив в игровом общении: спокойное, дружеское общение часто сменяется конфликтами.

От 4 до 5 лет

- отражает в игре бытовые действия взрослых и отношения в семье (мама и папа заботятся о детях, любят их, дарят подарки, помогают и т. д.);

- передаёт содержание, отражающее представления о социальной действительности (семья, магазин, детский сад, парикмахерская, поликлиника и др.);

- отражает опосредованные впечатления, полученные из мультфильмов и книг;

- отражает фантастические события;

- использует в игре ролевые действия и ролевую речь, направленную на кукольных персонажей;

- вступает в ролевое взаимодействие со сверстниками;

- осваивает ролевое поведение как способ построения игры;

- появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу игры не одну, а несколько ролей;

- хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей, предлагает новые роли;

- проявляет творчество в создании игровой обстановки

От 5 до 6 лет

- отражает представления о социальной действительности и отношениях людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.)

- отражает представления, полученные из различных источников;

- переходит к сюжетосложению, которое основывается на развёртывании последовательности целостных игровых ситуаций, включающее их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование;

 - переходит от предметного плана игры в план воображения и речи;

- приобретает умение понятно для партнёра обозначить свою игровую позицию, презентовать сверстникам свой игровой замысел и направление его развития;

- сотрудничает в игре, согласовывает тематику игр, планирует её развитие, выбирает средства реализации замысла;

- умеет договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения;

- планирует своё поведение, раскрывая образ выбранной роли;

- принимает решения для разрешения проблемно-игровых ситуаций.

2. Профессиональная компетентность педагогов

- хорошо ориентируется в теоретических положениях проекта;

- имеет установку на межличностные субъект-субъектные отношения;

- способен дать рефлексивную оценку своего взаимодействия с детьми;

- воспринимает ребёнка как равноинтересного партнёра по игре;

- соблюдает динамичность   и   незафиксированность   позиций   воспитатель -   воспитанник;

- создаёт эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, поддерживает игровую атмосферу, реальные чувства детей

- умеет обеспечить развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации);  

- умеет осуществлять взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простейших форм и способов сюжетосложения к сложным);

- умеет сформировать готовность у детей к взаимному согласованию и принятию ценностно-смысловых установок партнёров;

- создаёт условия для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции поведения партнёров по игре:

- организует сюжетно-ролевую игру детей как совместную деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение.

Распространение педагогического опыта.

- Участие педагогического коллектива в семинарах, конференциях и других научно-практических мероприятиях.

- Подготовка печатных работ, включая учебные и методические пособия, статьи, тезисы докладов.

 

Список использованной литературы

  1. Анищенко, О.А. Игра дошкольника : науч.-метод. пособие / О. А. Анищенко, Е. А. Носова — Мозырь, 1998.
  2. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие / В. П. Арсентьева. — Москва : ФОРУМ, 2012. — 143 с.
  3. Васильева, О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников : уч.-метод. пособие / О. К. Васильева.— Брест, 2000.
  4. 10.Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов / О. К. Васильева. — Мозырь,  2013.
  5. Венгер, Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Л. А. Венгер; под ред. М.А.Васильевой. — М.: Просвещение, 1986.
  6. Геллер, Е. М. Наш друг – игра / Е. М. Геллер. — Минск, 1979.
  7. Дыбина, О. Игра – путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. —  2005.— №4. —  С. 14-24.
  8. Зарубина, Е. В. Проекты по обогащению предметно-развивающей среды группы / Е. В. Зарубина // Ребенок в детском саду. — 2014. — № 1. — С. 47-49.
  9. Качанова, И. А. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ / И. А. Качанова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 6. — С. 13-20.
  10. Короткова, Н. А. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. — 2014. — № 1. — С. 89-94.
  11. Короткова, Н. А. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. — 2014. — № 2. — С. 73-79.
  12. Малашенкова, Е. А. Технология сюжетно-ролевой игры / Е. А. Малашенкова // Пачатковаяшкола.— 2008. — N 12. — С. 23-28.
  13. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая; под ред. Т. А. Марковой. —  М.: Просвещение, 1982.
  14. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей : книга для учителя / Р. М. Миронова. — Минск : Народная асвета, 1989.
  15. Михайленко, Н. Я.Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко,  Н. А. Короткова. — М.: Академия, 1990.
  16. Михайленко, Н. Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте /Н. Я. Михайленко. —  М.: Академия, 2002.
  17. Мындыкану, Л. Мы играем, мы растем! : сюжетно-игровые комплексы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста (2-3 года) / Л. Мындыкану, Е. Цупикова // Пралеска. — 2010. —№ 10. — С. 20-23.
  18. Недвецкая, Т.Н.Дом как территория игры. Об игровой деятельности детей в современной семье / Т. Н. Недвецкая // Пралеска. — 2009. — № 3.
  19. Панько, Е. Темперамент дошкольника: проявление в игровой деятельности : статья 1. Общение дошкольников в сюжетно-ролевых играх / Е. Панько // Пралеска— 2011. — № 9. — С. 26-32
  20. Технология сюжетно-ролевого моделирования / [авт.-сост. Д. С. Наривончик, Е. В. Высоцкая, А. Р. Борисевич]. —Минск : Красико-Принт, 2008. — 173 с.
  21. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин— 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
 

Для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста Велодвижение
Туристическая привлекательность Гродненщины
vhera-srgodniy-ru kalend-2017-ru itogi-socialno-ekonomicescogo-razvitiy-ru
     
Наши победы Безвизовый въезд Августовский канал
Коробчицкий олимп Легенды Гродненщины
     
Гродненщина вчера и сегодня Наш канал
 

 

 

 

 

    

 
 

 

 

Гербы Флаги и гербы Page 36 logo