Адрес: 231322, п. Дитва, ул. Гагарина, 5. Телефоны: 8 (0154) 57-72-83

 
Поиск
 
 
Новости
 
Информация
 
Полезные ссылки
 
Гостевая книга
 
Форум
 
Наши контакты
 
Календарь
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 

Диагностический инструментарий

Диагностический инструментарий

Карта диагностики методика «Выбор картинки»

ФИ ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Выбор картинки

Направлена на выявления интереса детей к сюжетным играм, их содержанию, желания играть со сверстниками или одному, половых предпочтений.

Детям предлагается 10 карточек с изображением разных видов игр и дается инструкция: «Разложи карточки в порядке убывания так, что бы в начале лежали карточки, на которых изображены твои любимые игры, а в конце – игры, в которые ты любишь играть меньше всего». На карточках изображены:

1. Дети, играющие в «Дочки-матери».

2. Дети, играющие в «Доктора».

3. Дети, играющие в «Магазин»

4. Дети, играющие в «Путешествие».

5. Дети, играющие в «Корабль»

6. Дети, играющие в «Строителей».

7. Дети, играющие в машинки.

8. Дети, разыгрывающие сказку.

9. Дети, играющие в настольно-печатные игры.

10. Ребенок, играющий один.

Педагогическая диагностика

 творческих сюжетно-ролевых игр дошкольников

Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения / О. К. Васильева. – Мозырь: Содействие, 2015. 3-е изд. – 152 с.

Сюжетно–ролевая игра является самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста, которая тесно связана с умениями ребенка ставить цель, оперировать представлениями, применять знания, подбирать и использовать средства осуществления задуманного. Одной из таких методик диагностирования творческой сюжетно-ролевой игры является схема развития творческой игры, разработанная Е. Н. Литвиновой и модифицированная нами.

Среди других диагностических методик данная методика привлекает своей простотой и возможностью увидеть слабые или сильные стороны развития сюжетно-ролевой игры у детей разного дошкольного возраста и определить стратегическое направление своего влияния на игру.

Е. Н. Литвинова разработала схему развития игры как творческой деятельности, в которой ярко прослеживается весь путь развития собственно игры детей, а также использование ими средств реализации их игровых замыслов.

Творчество представляет собой глубокий и сложный процесс преобразования и переработки жизненных впечатлений. Оно проявляется и в замысле — выборе темы игры, постановке и согласовании цели, планировании; в нахождении способов осуществления задуманного — комбинировании впечатлений и создании игровых образов при помощи различных средств: движений, действий, мимики, пантомимики, слова, игрушек, изготовления поделок.

Схема Е. Н. Литвиновой состоит из трех таблиц. В первой табл.   рассматривается процесс возникновения замысла игры, во второй – процесс осуществления замысла, в третьей  –  средства осуществления задуманного.

 

Таблица 1

Возникновение замысла игры

Критерии

Показатели

Имя ребенка

Аня

Юля

Саша

Мотив игры

Игрушка

 

 

 

Пример товарища

 

 

 

Интерес к роли

 

 

 

Интерес к теме игры

 

 

 

Время постановки цели

В процессе игры

 

 

 

До игры

 

 

 

Задолго до игры

 

 

 

Согласование цели

У каждого своя цель

 

 

 

По инициативе одного

 

 

 

Коллективное обсуждение

 

 

 

Планирование игры

Нет плана

 

 

 

Короткая перспектива

 

 

 

Длительная перспектива

 

 

 

Таблица  2

Реализация замысла игры

Критерии

Показатели

Имя ребенка

Аня

Юля

Саша

Комбинация впечатлений

Единичные жизненные впечатле-ния

 

 

 

Объединение жизненныхвпечат-лений

 

 

 

Объединение жизненных впе-чатлений с отдельными эпизодами сказок и рассказов

 

 

 

Объединение эпизодов разных сказок

 

 

 

Обдуманная целесообразная комби-нация впечатлений, почерпнутых из разных источников

 

 

 

Характеристика игрового образа

Изображение внешней стороны деятельности взрослых

 

 

 

Изображение отношений между людьми

 

 

 

Передача смысла образа, чувстви переживаний героев игры

 

 

 

 

Таблица 3

Средства осуществления игрового замысла

 

Критерии

Показатели

Имя  ребенка

 

Аня

Юля

Саша

 

Действие и слово

Передача изображаемого движением и мимикой

 

 

 

Обозначение словом действия

 

 

 

Дополнение словом действия

 

 

 

Создание при помощи слова отдельных эпизодов игры

 

 

 

Комментирование словом выражения лица, движений, действий

 

 

 

Подбор и изготовление нужных для игры игрушек
и вещей

Игра с игрушками, попавшимися на глаза

 

 

 

Обдуманный подбор игрушек

 

 

 

Подбор вещей, имеющих отдаленное сходство с изображаемым предметом

 

 

 

Подбор вещей, имеющих близкое сходство с изображаемым предметом

 

 

 

Сооружение построек

 

 

 

Изготовление поделок для игры

 

 

 

             

 

В первом столбце в таблицах выделены критерии возникновения и реализации замысла, отражающие сущность творческой сюжетно-ролевой игры. Во втором — показатели, по которым можно осуществить повседневный контроль за сформированностью критериев, за ходом и степенью развития сюжетно-ролевой игры. В третьем (выделен нами – О.К. Васильева) — рекомендуем педагогам знаками «+» и «–» отмечать наличие или отсутствие критериев по указанным показателям. Совокупность показателей, их сочетание помогут определить актуальный уровень развития игры каждого ребенка и всей группы на данный момент.

Критерии представляют собой наиболее важные моменты развития игры и применения средств осуществления задуманного. Показатели являются как бы расшифровкой критериев. Они позволяют ориентироваться внутри каждого критерия и не упустить появления наиболее значимых признаков развития игры. Ориентируясь на показатели, относящиеся к  таблицам,  педагог понимает, на что ему нужно обратить внимание при  развитии и реализации игровых замыслов. Например, первым  критерием возникновения игрового замысла является мотив игры. Показателями его развития названы – игрушка, пример товарища, интерес к роли и интерес к теме игры. Что это означает?

Как показывает практика, с игрушки, попавшейся на глаза, начинается игра детей раннего и младшего дошкольного возраста. Пример товарища – показатель, который свидетельствует об отсутствии игровых умений и самостоятельности у детей также характерен для  этого возраста. Данные  показатели свидетельствуют об отсутствии игровых замыслов у детей, но, в, то же время, указывают и на желание детей играть (мотив игры). Значит, педагог должен поддержать это желание и направить свои усилия на то, чтобы сформировать у детей умение ставить цель игры и выполнять игровые действия.

Третий критерий – интерес к роли указывает на появление ролевой игры (конец преддошкольного и дошкольного возраста) и направленность интересов ребенка. Мотив – интерес к теме игры является самым сложным. Он означает, что ребенок может включиться в ту игру, которая  ему интересна,  даже, если все привлекательные роли уже распределены между детьми. Например, дети играют в «Путешествие на пароходе», ребенок хочет включиться в игру в роли капитана. Дети сообщают ему, что капитан уже есть – это Саша, тогда ребенок  выражает желание стать боцманом, рулевым, врачом, но услышав, что эти роли уже заняты, он соглашается стать матросом – «ведь матросов нужно много». В данном случае мы наблюдаем стойкий интерес ребенка к теме игры и умение   ориентироваться в любой роли, что позволяет ему включиться в игру.

 Этот мотив характерен для развитой формы сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Если дети старшей группы не проявляют интереса к разнообразной тематике игр, значит, следует усилить работу по формированию игровых мотивов. 

 Второй критерий – время постановки цели свидетельствует о том,  что в раннем  и младшем дошкольном возрасте цель чаще всего появляется в процессе игры. Действительно, если мотивом игры служит игрушка, попавшая на глаза ребенка, то цель никак не может появиться до игры. Если же педагог  каждый день спрашивал, в какую игру хотят играть дети, то цель уже появляется до игры. Задолго до игры цель появляется у старших дошкольников. Она может появиться и в младшем и среднем дошкольном возрасте при условии систематической и целенаправленной работе педагога. 

Критерий – согласование цели показывает, как происходит у детей развитие умения согласовывать цель в совместной игре. Сначала дети играют индивидуально, рядом, но не вместе (у них нет цели, она появляется в процессе игры с игрушками, случайно попавшими ребенку  на глаза), затем ребенок, проявляющий интерес к роли инициирует совместную игру, а к концу дошкольного детства дети способны коллективно обсуждать, в какую игру они хотят играть.

Нередко, даже к концу дошкольного возраста игры детей так и возникают по инициативе одного или нескольких детей, что указывает на недостаточное внимание педагога к формированию у детей умения совместно обсуждать сюжеты и согласовывать замыслы игры. Следовательно, педагогу необходимо усилить этот аспект своей деятельности.

Планирование игры – четвертый критерий, свидетельствующий о сформированности игровых замыслов у детей, развивается следующим образом: сначала у детей нет плана игры, затем появляется короткая перспектива. К старшему дошкольному возрасту игровой замысел появляется за одну–три недели до начала игры – длительная перспектива. Дети уже  способны готовить атрибуты, обсуждать ход игры, придумывать события, которые будут происходить  в игре позже. Это свидетельствует об умении детей удерживать игровые замыслы в течение длительного времени, что очень важно для их личностного развития.

    Таблица  «Реализация замысла игры» показывает уровень развития собственной игры ребенка. В ней отражаются впечатления ребенка, которые составляют сюжетную  сторону его игры. Критерий – комбинация впечатлений  через систему показателей (единичные жизненные впечатления – объединение жизненных впечатлений – объединение жизненных впечатлений с отдельными эпизодами сказок и рассказов – объединение эпизодов разных сказок – обдуманная целесообразная комбинация впечатлений, почерпнутых из разных источников) показывает, как происходит развитие сюжетной линии игры, начиная с раннего возраста и заканчивая старшим дошкольным возрастом.

В процессе создания игрового образа – второй критерий реализации замысла игры – ребенок идет от изображения внешней стороны деятельности взрослых через цепочку игровых действий (ранний и младший дошкольный возраст) к изображению отношений между людьми (средний и старший дошкольный возраст) и, наконец, – к передаче смысла образа, чувств и переживаний героев игры. Это содержание игры. Наблюдая за играми детей, и соотнеся свои наблюдения с выделенными Е.Н. Литвиновой показателями, педагог может определить уровень развития собственной игры ребенка.

Сочетание показателей  из двух таблиц позволяет отнести детей  к тому или иному уровню развития  игрового замысла. 

Например, высокому уровню возникновения замысла, к которому следует стремиться подвести каждого ребенка, соответствуют следующие показатели — появление интереса к теме игры, постановка цели игры задолго до ее начала и коллективное обсуждение игры, а при планировании — наличие длительной перспективы. В процессе реализации замысла  показателями, характеризующими высокий уровень игры, являются: обдуманная, целесообразная комбинация впечатлений, почерпнутая из разных источников, а также передача смысла образа, чувств и переживаний персонажей игры. Однако, следует заметить, что передать смысл образа, чувства и переживания персонажей игры можно осуществить не в сюжетно–ролевой игре, а в театрализованной игре или игре–драматизации. Поэтому в сюжетно–ролевой игре самым высоким показателем при создании игрового образа будет изображение отношений между людьми.

Для высокого уровня развития игры ребенка характерно и своеобразное использование средств осуществления задуманного. В таблице 4 (с. 39) выделяются два основных критерия: действие и слово, подбор и изготовление нужных для игры игрушек и вещей.

Ребенок, достигший высокого уровня развития игры, умеет создавать с помощью слова целые эпизоды игры и  комментировать выражение своего лица, что характеризует чувства, испытываемые им в игре, объяснять, какие игрушки, атрибуты, поделки для игры нужно изготовить.

Речь является показателем того, что ребенок достаточно глубоко и обобщенно постиг функции и действия взрослых, которые он выполняет в игре. Речь также указывает на степень осознания ребенком условности игровых действий и воображаемой ситуации — «как будто», «понарошку». Обобщенность действий, протекание их без опоры на предметы — показатель высокого уровня развития игры и воображения.

Умение же ребенка изготовить нужные для игры предметы свидетельствует об умении связать атрибуты с сюжетом и ролью и умении планировать игру.

Средний уровень развития сюжетно-ролевой игры характеризуется интересом к роли, постановкой цели до игры, проявлением инициативы начала игры со стороны одного ребенка и определением короткой перспективы игры. Для среднего уровня развития игры также характерно, что жизненные впечатления объединяются с отдельными эпизодами сказок и рассказов, отображаются отношения между людьми. Игровые действия носят изобразительный и свернутый характер, сопровождаются или завершаются речью. Выбор игрушек и предметов-заместителей для игры связан с сюжетом и ролью, осуществляется обдуманно. До начала игры или в ее процессе дети сооружают необходимые для ее развития постройки.

Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры характеризуется тем, что мотивом игры служит игрушка или пример сверстника, цель появляется только в процессе игры, у каждого ребенка своя цель, плана игры нет. В игре отображаются единичные или объединенные жизненные впечатления, внешняя сторона деятельности взрослых. Игровые действия носят развернутый характер, связаны с конкретным предметом, игрушкой, обозначаются словом. Дети с низким уровнем развития игры довольствуются игрушками и предметами-заместителями, случайно попавшимися на глаза.

Необходимо осознать, что игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения и зависит от приобретенных ребенком знаний, умений и игрового опыта, от уровня интересов. Это развитие идет неравномерно, в нем много противоречий. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка. При этом обнаруживается, что один и тот же ребенок проявляет разный уровень игрового творчества, в зависимости от сюжета и содержания игры, выполняемой им роли, от взаимоотношений со сверстниками.

Экспериментальные данные и опыт педагогической работы с детьми показывает, что высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры вполне достижим к концу дошкольного детства и ориентировка на схему поможет воспитателю целенаправленно строить свою работу по развитию игры.

 

Карта диагностики                                                          Возникновение замысла игры                                                 методика О.К. Васильевой

Критерии

Показатели

Имя ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотив игры

Игрушка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример товарища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерес к роли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерес к теме игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время постановки цели

В процессе игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задолго до игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласование цели

У каждого своя цель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По инициативе одного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективное обсуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование игры

Нет плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Короткая перспектива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Длительная перспектива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта диагностики                                             Реализация замысла игры                                                                               методика О.К. Васильевой

 

 

Критерии

Показатели

Имя ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комбинация впечатлений

Единичные жизненные впечатле-ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединение жизненныхвпечат-лений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединение жизненных впе-чатлений с отдельными эпизодами сказок и рассказов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединение эпизодов разных сказок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обдуманная целесообразная комби-нация впечатлений, почерпнутых из разных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика игрового образа

Изображение внешней стороны деятельности взрослых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение отношений между людьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передача смысла образа, чувстви переживаний героев игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта диагностики                             Средства осуществления игрового замысла                         методика О.К. Васильевой

 

 

Критерии

Показатели

Имя  ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие и слово

Передача изображаемого движением и мимикой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение словом действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение словом действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание при помощи слова отдельных эпизодов игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование словом выражения лица, движений, действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбор и изготовление нужных для игры игрушек
и вещей

Игра с игрушками, попавшимися на глаза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обдуманный подбор игрушек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбор вещей, имеющих отдаленное сходство с изображаемым предметом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбор вещей, имеющих близкое сходство с изображаемым предметом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сооружение построек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление поделок для игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

Методика Р.Р.Калининой.

 

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.(Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с.)

 

Для определения уровня  сформированности  игровых навыков у дошкольников была разработана схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня  сформированности  игровых навыков у дошкольников.

Для изучения уровня сформированности  игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой  заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

1.  распределение ролей,

2.  основное содержание игры,

3.  ролевое поведение,

4.  игровые действия,

5.  использование атрибутики и предметов-заместителей,

6.  использование ролевой речи,

7.  выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей

1  уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное надругого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6)  Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму —  в  красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы  сформированности  игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина  сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

 

Уровень  сформированности  игровых навыков

Группа_________________   Дата наблюдения____

Возраст детей от          до

Воспитатель

 

Фамилия, имя ребенка

Возраст ребенка

Распределение ролей  

Основное .содержание игры

Ролевое поведение      

Игровые действия       

Использование атрибутики 

Использование  ролевой речи      

Выполнение правил

 

Методика проведения наблюдения за играми детей.

Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в сюжетно-ролевой и режиссерской играх является наблюдение за играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей).

Наблюдение даёт возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребёнка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

В протоколе наблюдения фиксируется:

Дата наблюдения_________________________________________

Время наблюдения________________________________________

Возрастная группа________________________________________

Имена детей, за которыми ведется наблюдение _______________

Вопросы:

1. Преобладание видов игр, в которые играют дети;

2.Тематика и содержание творческих сюжетно-ролевых игр,

3. Способы организации детьми игровой деятельности: сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия:

4. Действия, направленные на построение игрового сюжета;

5. Действия, направленные на выполнение роли или создание образа игрового персонажа;

6. Особенности использования детьми материалов, содержащихся в предметно-игровой среде.

Протокол наблюдения за играми детей

Дата наблюдения

Время наблюдения

Возрастная группа

Имена детей за которыми ведется наблюдение 

Вопросы

Примечание

1

Преобладание видов игр, в которые играют дети

 

2

Тематика и содержание творческих сюжетно-ролевых игр

 

3

Способы организации детьми игровой деятельности: сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия

 

4

Действия, направленные на построение игрового сюжета

 

5

Действия, направленные на выполнение роли или создание образа игрового персонажа

 

6

Особенности использования детьми материалов, содержащихся в предметно-игровой среде

 

 

 

Диагностика взаимодействия педагогов и детей старшего дошкольного возраста в предметно-игровой среде

(Комарова, О. А. Взаимодействие педагога и детей старшего дошкольного возраста в предметно-игровой среде дошкольного образовательного учреждения / О. А. Комарова. – Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 19 с.)

 

Уровни и показатели оценки взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде ДОУ

№ п/п

Уровни

Показатели

1.

Высокий

- наличие широких устойчивых знаний у педагогов об особенностях предметно-игровой среды, ее элементах, возможностях ее многовариантного использования, преобразования в совместной деятельности с детьми;

- наличие широких устойчивых представлений у детей об элементах предметно-игровой среды, различных способах их использования, возможностях внесения изменений в предметно-игровую среду в совместной деятельности с педагогом;

- активная, деятельностная позиция педагогов и детей, их направленность на совместную деятельность, получение успешных совместных результатов на основе использования предметно-игровой среды;

- использование педагогами и детьми разных форм общения с преобладанием диалогичной;

- сформированность навыков сотрудничества, сотворчества у педагогов и детей;

- устойчивый интерес педагогов к совместной деятельности с детьми;

- наличие постоянных партнерских отношений между педагогом и детьми, основанных на взаимном интересе и уважении к процессу и результатам совместной деятельности;

- положительный эмоциональный фон взаимодействия между педагогом и детьми.

2.

Средний

- наличие неполных неактуализированных  знаний у педагогов, об особенностях предметно-игровой среды, ее элементах, возможностях ее многовариантного использования, преобразования в совместной деятельности с детьми;

- наличие неполных неустойчивых представлений у детей об элементах предметно-игровой среды, различных способах их использования, возможностях внесения изменений в предметно-игровую среду в совместной деятельности с педагогом;

- ситуативные проявления активной, деятельностной позиции педагогов и детей в совместной деятельности на основе использования предметно-игровой среды;

- ситуативный характер сотрудничества, сотворчества педагогов и детей; 

- неустойчивый интерес педагогов к совместной деятельности с детьми;

- ситуативный характер партнерских отношений между педагогом и детьми, которые не всегда основаны на взаимоуважении к процессу и результатам совместной деятельности в предметно-игровой среде;

- нейтральный эмоциональный фон взаимодействия.

3.

Низкий

- наличие отрывочных знаний у педагогов об особенностях предметно-игровой среды, ее элементах, возможностях ее многовариантного использования, преобразования в совместной деятельности с детьми;

- наличие отрывочных представлений у детей об элементах предметно-игровой среды, различных способах их использования, возможностях внесения изменений в предметно-игровую среду в совместной деятельности с педагогом;

- доминирующая позиция педагога, направленная на ограничение активности детей, подчинительная, малоинициативная позиция у детей в деятельности на основе использования предметно-игровой среды;

 - отсутствие навыков сотрудничества и сотворчества между  педагогами и детьми;

- отсутствие партнерских отношений между педагогом и детьми;

- отсутствие интереса к совместной деятельности;

 - неблагоприятный фон взаимодействия.

 

Оценочная шкала

профессиональных умений педагога руководить

сюжетно-ролевыми играми дошкольников

 

Ф. И. О. педагога______________________________________________

 

 

п/п

 

Перечень умений

Степень выраженности в баллах

1

2

3

4

5

Примечания,

комментарии

1

Наблюдать, анализировать и оценивать уровень развития игры

 

 

 

 

 

 

2

Анализировать и оценивать интересы, предпочтения и ценностные ориентации ребенка

 

 

 

 

 

 

3

Наблюдать, анализировать и оценивать реальные и игровые взамиоотношения детей

 

 

 

 

 

 

4

Анализировать и оценивать  предметно-игровую среду, уровни взаимодействия педагога и детей в предметно-игровой среде

 

 

 

 

 

 

5

Проектировать развитие конкретной игры,  планировать методы и приемы, направленные на ее развитие

 

 

 

 

 

 

6

Обогащать  впечатления детей с целью развития  содержания  и сюжетов игр

 

 

 

 

 

 

7

Научить детей ставить цель игры, согласовывать свои замыслы со сверстниками, планировать игру

 

 

 

 

 

 

8

Научить детей выбирать роль, вести ролевые диалоги, обеспечить смену игровых ролей детей в игре

 

 

 

 

 

 

9

Подбирать игрушки, атрибуты, оборудование, необходимое для конкретной игры, обустраивать игровое пространство, вносить изменения и дополнения в предметно-игровую среду

 

 

 

 

 

 

10

Занимать и изменять свою игровую позицию, обеспечивая  гибкую тактику руководства игрой

 

 

 

 

 

 

11

 Регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры

 

 

 

 

 

 

12

 Изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игры

 

 

 

 

 

 

13

Формировать  у детей умение внешне выражать свои чувства, мысли с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения взятой на себя роли

 

 

 

 

 

 

14

Оорганизовать начало игры, мотивировать детей на игру

 

 

 

 

 

 

15

Создавать воображаемую ситуацию, образную модель действительности, развить у детей вариативность  игрового поведения, способность к импровизации;

 

 

 

 

 

 

16

Заканчивать и обсуждать игру

 

 

 

 

 

 

 

Опросник для педагоговразработанный на основании критериев профессиональной компетентности педагогов в соответствии с темой инновационного проекта

Вариант 1

 

Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста, на вопросы касающиеся организации и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Подчеркните нужный вариант ответа.

 

  1. Способны  ли Вы дать рефлексивную оценку своего взаимодействия с детьми? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить); 

 

  1. Воспринимаете ли Вы ребёнка как равного и интересного партнёра по игре? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить);

 

3. Соблюдаете  ли Вы динамичность   и   незафиксированность   позиций   воспитатель – воспитанник? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить);

 

  1. Умеете ли Вы создавать эмоционально-положительный фон взаимодействия с детьми, поддерживать игровую атмосферу, реальные чувства детей? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить);

 

  1. Умеете ли Вы обеспечить развитие игровой динамики от постановки замысла игры до его реализации? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить);  

 

  1. Умеете ли Вы осуществлять взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простейших форм и способов сюжетосложения к сложным? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить);

 

  1. Умеете ли Вы сформировать готовность у детей к взаимному согласованию и принятию ценностно-смысловых установок партнёров? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить);

 

  1. Умеете ли Вы создавать условия для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции поведения партнёров по игре? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить);

 

9. Вы организуете сюжетно-ролевую игру детей как совместную деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение? (Да / Нет / Затрудняюсь ответить).

 

Опросник для педагоговразработанный на основании критериев профессиональной компетентности педагогов в соответствии с темой инновационного проекта

Вариант2

 

Уважаемые педагоги, прочитайте, пожалуйста, утверждения касающиеся организации и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Подчеркните Ваш вариант ответа.

 

1.      Оцените эффективность своего взаимодействия с детьми в игровой деятельности? 100%  /  50%  /  25%; 

 

2.      В игровой деятельности ребенок для меня:  1) партнер с которым интересно; 2) воспитанник, которого нужно научить игровым действиям.

 

3. Я гибко изменяю свою игровую позицию в соответствии с изменением педагогической ситуации:  Да  / Нет  / Не всегда;

 

4.      В совместной игровой деятельности с детьми преобладает  положительный эмоциональный  фон:  Да  / Нет  / Не всегда;

 

5.      Я знаю, как развить игру детей от момента постановки замысла  до полной ее реализации: Да / Нет / Иногда мне нужна помощь;  

 

6.      Я умею осуществлять взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простейших форм и способов сюжетосложения к сложным:  Да / Нет / Иногда мне нужна помощь;  

 

7.      Мне удается привести  детей к взаимному согласованию в игровой деятельности  и принятию ценностно-смысловых установок партнёров: Да  / Нет  / Не всегда;

 

8.      Я знаю и умею создавать условия для обогащения игрового опыта воспитанников  социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции поведения партнёров по игре: Да  / Нет  / Не совсем;

 

9. Я организую сюжетно-ролевую игру детей как совместную деятельность, в которой активно проявляются сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение:  Да / Нет / Не всегда.

 

 

 

 

Для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста Велодвижение
Туристическая привлекательность Гродненщины
vhera-srgodniy-ru kalend-2017-ru itogi-socialno-ekonomicescogo-razvitiy-ru
     
Наши победы Безвизовый въезд Августовский канал
Коробчицкий олимп Легенды Гродненщины
     
Гродненщина вчера и сегодня Наш канал
   

 

 

 

 

    

 
 

 

 

Гербы Флаги и гербы Page 36 logo